Рубрика «Аксаковы. История разбитых судеб»

«Глава II — Часть I»


Страницы статьи — 1 2 3 4 5


XX век. Исторические судьбы представителей рода Аксаковых

«И там и тут между рядами

Звучит один и тот же глас:

«Кто не за нас, тот против нас!»

«Нет возражений? Правда с нами!»

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других»

А. Блок


В начале XX века существовало три ветви древнего дворянского рода Аксаковых: уфимско-самарская, тульско-рязанская и калужско-московская.

Судьбы Аксаковых, оставшихся в России, были типичными для большинства русских дворян. В первой половине XX века на них выпали все тяготы этого сложного периода истории России – войны, эмиграции, а после революции – различных притеснений, ограничений, репрессий.

УФИМСКО-САМАРСКАЯ ВЕТВЬ

Уфимско-самарская ветвь рода в начале XX века была представлена дочерью Григория Сергеевича Аксакова, Ольгой Григорьевной Аксаковой, а также семьей и потомками его сына, Сергея Григорьевича Аксакова.

Ольга Григорьевна Аксакова

Ольга Григорьевна Аксакова. Собрание Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево».

Ольга Григорьевна Аксакова родилась 26 декабря 1848 года в Симбирске. Крещена в 1849 году в Спасовознесенском соборе, восприемниками являлись Николай Тимофеевич Аксаков и поручица Екатерина Васильевна Кроткова.

Ольга была любимой внучкой писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, ей посвящена книга «Детские годы Багрова внука» и сказка «Аленький цветочек». Замуж она не вышла, посвятила себя общественной работе. В 1889 году вблизи города Белебея основала кумысолечебное заведение (ныне санаторий имени С.Т. Аксакова). В своем имении она завела «образцовое» хозяйство, из которого в кумысолечебницу поставлялись молочные продукты, мясо и овощи.

В 1914 году в селе Языково Могутовской волости Бузулукского уезда Самарской губернии, где жила Ольга Григорьевна, произошел пожар, господский дом сгорел. О.Г. Аксакова поселилась в маленьком флигеле.

М.Н. Тихомиров так описывал его: «Барский» дом представляет собой маленький флигилек в четыре комнаты с кухней. Внутри сохранившийся домик поражает простотой и даже бедностью убранства – старая мебель, копии картин на стенах, два шкапа с французскими и английскими романами. Но и в этой бедности убранства теплятся какие-то воспоминания о минувшей жизни.

По признанию исследователей, «среди потомков писателя ей принадлежит особая роль, прежде всего потому, что она, собрав богатейший архив талантливых представителей рода Аксаковых, сохранила его, частично опубликовав, и остальное передала на хранение». Архив, который сначала хранила ее мать, перешел к ней окончательно после раздела имущества с братом Сергеем. Ольга Григорьевна Аксакова не просто хранила архив, но разбирала и описывала документы, в 1889 году подготовила к печати третий том писем Ивана Сергеевича Аксакова к родным.

Ольга Григорьевна Аксакова. Собрание мемориального дома- музея С.Т. Аксакова в Уфе. «Папа вспоминал Ольгу Григорьевну, свою тетку и крестную мать. Она известна всем как любимая внучка С.Т. Аксакова. Папа был ее любимым племянником, именно ему она хотела оставить наследство. Папа с юмором вспоминал ее прижимистость, как она ездила в Страхово в поезде третьим классом». Из воспоминаний И.С. Аксаковой.

Жизнь Ольги Григорьевны Аксаковой после 1917 года привлекла внимание исследователей еще в начале 1960-х годов. Журналист Ф.Г. Попов собрал в местных архивах и узнал у очевидцев несколько фактов ее последних лет жизни.

В соответствии с принятой в советской историографии парадигмой, внучка писателя была причислена к «прогрессивным деятелям». В статье Ф.Г. Попова утверждалось, что она поддержала «революционные перемены». В частности подчеркивалось, что когда в школах отменили преподавание Закона Божия, и родители перестали пускать детей в школу, то О.Г. Аксакова собрала крестьян и, поговорив с ними, убедила в неразумности такого поступка.

Когда в 1919 году в село Языково, где жила внучка писателя, вошли белогвардейские войска, то крестьяне были обвинены в том, что обижали Ольгу Григорьевну Аксакову. «Узнав об этом, Ольга Григорьевна приехала в сельское правление, где хозяйничали колчаковцы, и категорически опровергла обвинение, заявив, что ее никто и никогда не обижал».

Одно из зданий кумысолечебницы, основанной О.Г. Аксаковой. Фото 1900-х годов. Собрание мемориального дома-музея С.Т. Аксакова в Уфе.

В статье Ф.Г. Попова отмечалось также, что «в дружеских беседах с молодежью она выражала уверенность в том, что наш народ преодолеет разруху в стране и добьется небывалых успехов». Примером заботы о внучке писателя приводилась пенсия, назначенная в 1920 году «по предписанию уездного комитета партии Бузулукского исполкома». Таким образом, создавался один из множества мифов о том, что О.Г. Аксакова безоговорочно поддержала Советскую власть, а та, в свою очередь, бережно заботилась о пожилой помещице.

Однако источники и, в частности, отчет, написанный известным историком, впоследствии академиком М.Н. Тихомировым, о вывозе архива Аксаковых из села Языкова, вносит существенные коррективы в трактовки советского периода.

Кухня кумысолечебницы.

М.Н. Тихомиров свидетельствовал, что «поразительно хорошее» отношение крестьян к Ольге Григорьевне Аксаковой действительно имело место, но обуславливалось не только симпатией к ней, но еще и обывательскими причинами, поскольку ее усадьба была очень маленькой и интереса «для разгрома» не представляла. Иным оказалось отношение местной власти, которая рассматривала имение как собственность волости. Уездные органы приняли меры к охране усадьбы, выдали охранную грамоту. О.Г. Аксакова была назначена «запасной учительницей» с поручением охранять семейный архив. Однако подобные меры не избавили ее от неумеренной и неуместной опеки, а также грубости властей. В феврале 1920 года уполномоченный по взятию на учет ценностей направил ей письмо, в котором бестактно угрожал «привлечь к законной ответственности», если архив не будет сохранен в целости. Такое напоминание являлось излишним, Ольга Григорьевна понимала историческую ценность архива и заботилась о нем еще до этого указания.

В 1921 году она стала научным сотрудником Общества археологии, истории и этнографии при Самарском университете. Выполняя его поручение, в последние месяцы жизни любимая внучка писателя делала копии с наиболее ценных документов архива. По ходатайству общества (а не по инициативе уездных властей, как указывалось в советских работах) О.Г. Аксаковой была назначена пенсия.

Забота об усадьбе и ее ценностях оказалась показной и декларативной. Несмотря на отчаянные протесты Ольги Григорьевны, именно местная власть начала расхищать собрание. Весной 1921 года в имение явилась комиссия, которая изъяла несколько альбомов, рисунков и экземпляр «Записок охотника» с автографом И.С. Тургенева. Весной следующего года Языково посетили представители Могутинского волостного исполкома, отобравшие несколько предметов из мебели и «лампу-попугай». Затем явился милиционер Сермягин, который произвел обыск и изъял два альбома с чистыми листами. Он крайне грубо обошелся с О.Г. Аксаковой. В ответ на протесты милиционер толкнул пожилую женщину локтем в грудь. Вполне возможно, что эти события ускорили смерть внучки писателя, последовавшую 7 апреля 1921 года в селе Языково Бузулукского уезда. Дата ее смерти была неизвестна эмигрантским генеалогам. Н.Н. Мазараки просто указал, что Ольга Григорьевна Аксакова «жива в 1916 г».

Дату смерти, установленную Ф.Г. Поповым, подтверждает и отчет М.Н. Тихомирова, который указывал, что внучка писателя умерла в апреле 1921 года.

После ее смерти охрану аксаковского архива временно взяла на себя Хиония Семеновна Лихачева, бывшая служанка О.Г. Аксаковой, прожившая с ней более 30 лет. «Вот этим двум женщинам Аксаковский архив, главным образом, и обязан своим спасением, почти чудесным среди общего разгрома помещичьих усадеб», – резюми-ровал М.Н. Тихомиров. В судьбе архива приняла также участие местная уроженка А.Г. Смарагдова. Она съездила в Самару и привлекла внимание губернских органов к ценностям усадьбы.

Вопрос о передаче документов в какое-либо центральное хранилище был поставлен еще при жизни Ольги Григорьевны Аксаковой. В начале марта 1921 года Общество археологии, истории и этнографии приняло предложение своего председателя А.С. Башкирова и направило М.Н. Тихомирова в Языково, чтобы договориться с Ольгой Григорьевной о передаче материалов Сергея Тимофеевича Аксакова в Самару. Однако пока он собирался, внучка писателя скончалась. М.Н. Тихомиров выполнил поручение и вывез наиболее ценные мемориальные предметы, остались «только вещи сравнительно небольшого значения». В отчете историк подробно перечислил выве-зенное имущество: мебель, рукописи, фотографии, портреты, письма. Разработал меры для сохранения мемориального места: передать усадьбу в ведение Самарского отделения Главнауки или Общества археологии, истории и этнографии, поручить заведование и охрану дома Х.С. Лихачевой, выразить благодарность Х.С. Лихачевой и А.Г. Смарагдовой за спасение аксаковского архива.

Сергей Григорьевич Аксаков

Сергей Григорьевич Аксаков, родился 28 августа 1861 года в Уфе. Крещен в Градо-Уфимской Троицкой церкви, восприемниками были действительный статский советник Петр Иванович Булгаков и его сестра Ольга Григорьевна Аксакова.

таблица

Как и отец, Сергей Григорьевич служил в системе Министерства внутренних дел, начав карьеру в 1887 г  оду в одном из самых значимых его подразделений – Земском отделе.

Одна из свадебных фотографий Сергея Григорьевича и Серафимы Ивановны Аксаковых. Личное собрание И.С. Аксаковой. Город Лобня Московской области. Россия

В дальнейшем он был переведен в Варшавскую губернию, являлся комиссаромпо крестьянским делам Вроцлавского уезда, затем вернулся служить на родину, стал земским начальником Бузулукского уезда Самарской губернии, где ему принадлежало имение – село Страхово. По информации, сохранившейся у потомков, Сергей Григорьевич прекрасно играл на скрипке и страдал эпилепсией.

Умер Сергей Григорьевич Аксаков 8 ноября 1910 года в Санкт-Петербурге и был погребен 14 ноября в имении Страхово Самарской губернии.

Женился Сергей Григорьевич Аксаков 29 апреля 1884 года в Санкт-Петербурге на Серафиме Ивановне Свешниковой (1860 – ок. 1919 гг.), дочери капитана 1 ранга, затем контр-адмирала Ивана Ивановича Свешникова и его жены Елизаветы Николаевны (урожденной Сотири).

У Сергея Григорьевича Аксакова было пятеро детей – три сына (Николай, Сергей и Константин) и две дочери (Мария и Елизавета).

Николай родился 3 мая 1877 года в селе Аксаково Бугурусланского уезда Самарской губернии. Умер в детстве.

Серафима Ивановна Аксакова (урожденная Свешникова). Собрание Государственного историко- художественного и литературного музея — заповедника «Абрамцево».

Младшая дочь Елизавета родилась в 1886 году, умерла 24 марта 1888 года и погребена в Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге вместе с бабушкой Елизаветой Николаевной Свешниковой.

Мария Сергеевна Аксакова

Дочь Сергея Григорьевича Аксакова – Мария родилась 6 марта 1885 года в Санкт-Петербурге.

Была замужем за известным офтальмологом, доктором медицины Алексеем Алексеевичем Гастевым. Во время второй мировой войны доцент А.А. Гастев читал лекции на кафедре Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. С 1938 по 1945 гг. занимал должность декана хирургического факультета, созданного приказом Наркомздрава от 19 октября 1936 года № 95. Родной брат А.А. Гастева Владимир был женат на двоюродной сестре Марии Сергеевны – Кире, дочери приват-доцента Митрофана Ивановича Свешникова.

У племянницы Марии Сергеевны Аксаковой (в замужестве Гастевой) сохранилась старая фотография солдата времен Первой мировой войны, с обратной стороны которой малограмотно написаны слова искренней благодарности Марии Сергеевне, за ее внимание «к раненым солдатикам». Личное собрание И.С. Аксаковой. Город Лобня Московской области. Россия.

Умер А.А. Гастев ок. 1968 года, похоронен в Ленинграде на Охтинском кладбище (по информации И.С. Аксаковой, племянницы Марии Сергеевны).

Во время первой мировой войны Мария Сергеевна добровольно стала работать в госпитале сестрой милосердия. В семейном архиве Ирины Сергеевны Аксаковой сохранилась фотография одного из солдат, Александра Алексеевича Иванова, за которым после ранения ухаживала Мария Сергеевна. На обратной стороне фотографии полуграмотно написаны трогательные слова благодарности, адресованные М.С.  Аксаковой, и поставлена дата 23 апреля 1915 года.

Константин Сергеевич Аксаков. Фото начала ХХ века. Личное собрание И.С. Аксаковой. Город Лобня Московской области. Россия.

Именно своей старшей сестре Марии оставил на хранение семейные реликвии (книги и вещи) ее брат, композитор Сергей Сергеевич Аксаков, когда в смутное время с семьей отправился в далекий путь в Китай через территорию, занятую армиями А.В. Колчака.

Детей в семье Гастевых не было. Мария Сергеевна Аксакова умерла 25 декабря 1922 года и похоронена в Петрограде.

Константин Сергеевич Аксаков

Константин Сергеевич Аксаков родился 4 октября 1888 года в Царском Селе, был крещен в Царскосельской придворной церкви.

Вместе с братом Сергеем учился в престижной Поливановской гимназии в Москве. Он страдал детским параличом, который в шутку приписывал «гимназическим волнениям», плохо владел ногой и рукой. Несмотря на физический недостаток, любил танцевать, а резко выраженное заикание не мешало ему выступать с декламацией литературных произведений. Татьяна Александровна Аксакова вспоминала, что из-за его плохой дикции не оценила в юности стихов А. Блока. В начале XX века Константин Сергеевич Аксаков руководил собственным частным театром.

После революции проживал вместе с братом Сергеем Сергеевичем Аксаковым в Харбине, а после 1928 годав Шанхае. Умер Константин Сергеевич Аксаков 23 ноября 1950 года в Шанхае, был кремирован, прах предан земле.

Сергей Сергеевич Аксаков

Сергей Сергеевич Аксаков, впоследствии известный русский — советский композитор родился 24 декабря 1890 года в Самаре. Его судьба и судьбы его потомков описаны в Главе III, «Аксаковы в Эмиграции».

Константин Сергеевич (слева) с братом Сергеем Сергеевичем (справа) перед прогулкой на велосипедах. Фото начала ХХ века. Личное собрание И.С. Аксаковой. Город Лобня Московской области. Россия.

ТУЛЬСКО-РЯЗАНСКАЯ ВЕТВЬ

Тульско-рязанская ветвь рода в начале XX века была представлена детьми Петра Николаевича Аксакова, Николаем, Александром и Василием.

Из них особенно выделялись двое – Николай Петрович и Александр Петрович, проявившие себя в области общественной деятельности и литературы.

таблица

Николай Петрович Аксаков

Известный поэт и публицист Николай Петрович Аксаков родился 18 июня 1848 года. Получил домашнее образование, затем учился в университетах Германии и Франции. В 1868 году в Гессене защитил диссертацию «Идея Божества», за которую получил степень доктора философии.

С 1868 года жил в Москве, с 1895 года – в Санкт-Петербурге. Особенный интерес проявлял к истории славянских народов. Являлся секретарем Общества любителей российской словесности и председателем Аксаковского общества. По общественным взглядам примыкал к славянофилам но подвергал критике отдельные положения их теории, в частности – учение о государстве.

В апреле 1893 года Николай Петрович Аксаков поступил на службу в Государственный контроль, был командирован в Департамент железнодорожной отчетности, где прослужил около 10 лет, чина не имел.

Умер Николай Петрович Аксаков 5 апреля 1909 года в Санкт-Петербурге. Информация о браке и потомстве Николая Петровича Аксакова в известных нам источниках отсутствует.

Александр Петрович Аксаков

Публицист и литератор Александр Петрович Аксаков родился 17 января 1850 года в селе Юдинки Алексинского уезда Тульской губернии.

В службу вступил в 1877 году в Министерство государственных имуществ, с 1892 года – коллежский регистратор, служил в местных органах Тверской, Новгородской, Ярославской губерний, преимущественно – в губернских статистических комитетах.

Во время всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года состоял членом Ярославской губернской переписной комиссии. В 1901 году причислен к Министерству юстиции, с 1904 года – младший ревизор Департамента военной и морской отчетности Государственного контроля в чине коллежского асессора, затем – надворного советника.

Александр Петрович Аксаков разрабатывал теорию о способах исправления преступников, главным считая труд на благо людей и Бога. Предлагал реформировать тюремную систему России, но его проекты не были реализованы. Издавал сборник «Братская жизнь» (1910–1911 гг.) и журнал «Зерна» (1916–1917 гг.). В последнем издании сотрудничали его брат Федор Петрович и сестра Прасковья Петровна, редактировал газету «Южное Слово». Умер в 1917 году, был холост.

Василий Петрович Аксаков

Их младший брат Василий Петрович Аксаков избрал военную карьеру. Он родился 1 сентября 1857 году в городе Серпухове. Окончил II Военное Константиновское училище и в 1880 году был назначен прапорщиком в 6-ю резервную артиллерийскую бригаду. В 1885 году переведен в 1-ю Гренадерскую артиллерийскую бригаду, а в 1891 году – в Ивангородскую крепостную артиллерию. За время службы достиг чина штабс-капитана. Из-за слабого здоровья его постоянно командировали в артиллерийские части, расположенные в южной части страны: в 1896 году – в Севастопольскую крепостную артиллерию на 1 год, в 1900 году – в Кавказское окружное артиллерийское управление на тот же срок. В феврале 1902 года Василий Петрович Аксаков был окончательно зачислен в запас полевой пешей артиллерии.

Женат Василий Петрович Аксаков был на московской мещанке Матрене Его ровне Золотаревой. Судя по формулярным спискам, детей у них не было. Умер Василий Петрович Аксаков в 1908 году, погребен в селе Чашниково Зубцовского уезда Тверской губернии.

В ходе настоящего исследования не удалось обнаружить сведения о представителях тульско-рязанской ветви после 1917 г. Возможно, что она пресеклась. Это предположение разделяют потомки Прасковьи Петровны Квашниной-Самариной (урожденной Аксаковой).


Страницы статьи — 1 2 3 4 5